Программа развития музея «Русская изба» МАОУ СОШ №33 г. Нижний Тагил на 2019-2023 г.г.

Программа развития разработана Советом музея. Реализация данной программы, ориентированной на возрастную группу учащихся 6-17 лет, призвана способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к изучению исторического наследия своего края. Программа определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, города, школы

Цели и задачи программы

Целью программы является воспитание гражданина-патриота своей малой родины, реализация  прав учащихся на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея.
Задачи:

  1. Разработка поэтапного плана реализации данной программы;
  2. Сохранение и расширение фондов музея;
  3. Продолжение поисково-исследовательской деятельности по следующим направлениям:
    - Ремесла и промыслы Нижнего Тагила
    - Выя – центр развития Нижнетагильского горнозаводского поселка.
    - Быт горнозаводского Урала
    - Национальные костюмы
    - Праздники народов Урала

  4. Сотрудничество с музеями города, библиотекой духовно-исторического возрождения имени А.И.Герцена, ДЦ «Мир», ГОРСЮТУР «Полюс»;
  5. Реализация мер по развитию творческих способностей учащихся: продолжение обучения учащихся экскурсоводческой деятельности.
  6. Расширение материально-технической базы музея..

 

Сроки реализации программы

Реализация программы развития музея «Русская Изба» рассчитана на 2019-2023 г.г.
Основные направления деятельности музея
Поисково-исследовательская работа музея
При музее  постоянно занимаются 20-25 человек в возрасте от 10 до 17 лет, которые входят в составы поисковых групп, которые встречаются с интересующими их людьми, пишут отчеты о проделанной работе и описывают собранные документы и материалы. В результате такой поисково-исследовательской работы фонды музея пополняются новыми экспонатами, которые потом используются при оформлении экспозиции залов музея.
Организационно-массовая работа
Организация различных выставок и экскурсий, конкурсов и праздников по различной тематике.
Учебно-воспитательная работа
Особенностью программы развития музея является то, что обучение и воспитание учащихся идет через живое общение с людьми во время поездок и походов по родному краю и городу. Учащиеся напрямую соприкасаются с историей своего города, своего края. Изучение истории по рассказам очевидцев, безусловно, приводит к развитию у подростков коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, формируют интерес и чувство исторической сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины, России.
Просветительская работа
На базе музея проводятся уроки истории, классные часы, внеклассные мероприятия. Актив музея организует лекторские группы, которые выступают с сообщениями по истории края перед учащимися и гостями школы.
Организация сетевого взаимодействия
Работа по организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с привлечением общественных организаций.
Становление сетевого взаимодействия и социального партнерства в деятельности музея - процесс последовательный, постепенный, предполагающий несколько уровней:
- уровень информации, когда образовательные и общественные учреждения обмениваются сведениями,
- уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями.
Методическая работа
Программа является результатом осмысления роли и места музея в реальном мире, интегрирует в себе лучшие достижения отечественного и зарубежного музейного строительства. Она предопределяет создание устойчивой системы взглядов и действий коллектива, направленных на всестороннее развитие всех сторон деятельности такого важного направления, как музейная педагогика.
По своему профилю музей является центром музейной педагогики. Он воссоздает страницы истории края, отражает историю и культуру города.
Эпиграфом деятельности музея являются слова В. Астафьева " Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути".
Д.С. Лихачев говорил, что каждый человек должен знать историю своей Родины, своего города, своей школы, своей семьи.
В музе создана база разработок православных праздников, классных часов, уроков по истории Урала, сценарии праздников, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием школьников.
Использование информационных технологий в работе музея
Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.
Формы работы музея с использованием информационных технологий:
- применение компьютерной техники для создания электронной базы фондов музея, описание музейных предметов, оформление учетной документации;
- формирование в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио и видеозаписей, коллекции фотографий;
- создание электронных презентаций выставок и виртуальных экспозиций;
- применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.
Информационные технологии позволяют привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогают воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Руководство деятельностью музея
Руководство деятельностью по реализации программы осуществляет Совет музея.
Совет музея выполняет следующие функции:
- разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
- анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
- рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
- организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы развития музея
К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:
- освоение учащимися жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как гражданина России, формирование социальной активности школьников;
- становление музея как центра гражданско-патриотического воспитания;
- формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
- развитие у учащихся ключевых компетенций: общекультурных,
ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
Обеспечение программы развития музея.
В методической копилке музея находятся сценарии и тексты экскурсий, уроков мужества, классных часов, праздников и других мероприятий по истории школы и различной  тематике.
В музее собраны электронные ресурсы по теме «Ремесла и промыслы»
Музей пользуется школьными техническими средствами:
Видеокамерой «Sony»
Фотоаппаратом «Canon»
Музыкальным центром «LG»
Принтером-сканером- «Samsung»
Компьютером
Ноутбуком
Экраном
Мультимедийным проектором
Социальные партнеры музея
Библиотека духовно-исторического возрождения им. Герцена
Музей-заповедник горнозаводского дела и его филиалы
Городская станция юных туристов «Полюс»
Детский центр «Мир»
Комитет по делам молодежи Администрации города.

 

Образовательная программа детского коллектива

Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Современный период в Российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия России прошли как важные позитивные, так и негативные явления неизбежные в период крупных социальных изменений. Эти явления оказали отрицательные действия на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи; происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В 2008 – 2009 г.г. в посланиях Президента РФ Федеральному собранию подчеркнуто: «…духовное единство народа и объединяющие нас ценности – это такой же такой же важный фактор развития как политическая и экономическая стабильность. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации Российского общества. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообщества, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, культуры, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданственная, духовная и культурная жизнь обучающегося отношения к школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».
С целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств, нами была разработана и принята к действию воспитательная личностно-ориентированная программа «Гражданином быть обязан…»
Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательного учреждения с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями ДОУ, культуры, СМИ.

 

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Гражданином быть обязан...»

Пояснительная записка.
Цель программы - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе общечеловеческих ценностей, патриотических и культурно-исторических традиций России.
Данная программа реализуется в МБОУ СОШ №33 города Нижний Тагил с учащимися с 5 по 11 класс и включает в себя три направления деятельности:

  1. духовно-нравственное;
  2. гражданско-патриотическое;
  3. эколого-туристическое.

Реализуемая в рамках воспитательной системе класса, программа гражданско-патриотического воспитания включает в себя

  1. учебно-воспитательный процесс;
  2. родителей;
  3. общественность.

Для реализации данной программы используем следующие формы:

  1. классные часы,
  2. уроки мужества,
  3. уроки нравственности,
  4. уроки Русской истории,

конференции, интеллектуальные конкурсы и игры,

  1. акции Милосердия,
  2. военно-спортивные и туристические игры, эстафеты,
  3. походы, слеты туристов,
  4. православные и светские праздники.
  5. экскурсии по родному краю и по родной стране.

         Работа по данной программе способствует воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение к истории своего Отечества.
Все мероприятия ориентируют учащихся на доброту, истину, уважение к другим людям и их традициям.
Союзниками в работе стали родители, которые принимают активное участие в реализации программы.
Социальные партнеры:
- библиотека Духовно-исторического Возрождения имени А,И.Герцена,

  1. настоятель храма Александра Невского, протоиерей отец Геннадий,
  2. музеи города и области,
  3. музей локальных войн,
  4. городская станция туристов «Полюс»,
  5. Детский досуговый центр «Мир».

            Мы все стремимся восстановить связь поколений, почувствовать себя частью Великого Русского государства. Эта работа имеет высокую результативность. В приложениях к программе представлена вся работа наших учащихся: творческие работы, статьи, рефераты, презентации, которые были отмечены высокими оценками жюри конкурсов различного уровня.