Первый директор

           Алексей Максимович Епимахов,
директор средней школы №33
с 1936 по 1942 г.

Воспоминания завуча школы Сутыриной Л. П. о первом директоре школы Епимахове Алексее Максимовиче

Большим уважением в коллективе пользовался директор школы Епимахов Алексей Максимович. Как об учителе, я о нем сказать ничего не могу, так как не была у него на уроках, а вот как администратор он мне очень хорошо запомнился на всю жизнь. Алексей Максимович прекрасно мог организовать хозяйство школы, а от этого во многом зависела и вся работа школы. В школе у нас было тепло, чисто и уютно. Были все условия для нормальной работы. Постепенно оборудовались кабинеты школы. На оборудование кабинетов, создание библиотеки директор всегда находил средства и давал без ограничения. В обращении с учителями Алексей Максимович был всегда спокоен, тактичен и в тоже время строг. К учащимся был строг, но справедлив. Все мы, учителя и учащиеся, уважали Алексея Максимовича.

 

Из воспоминаний первого директора школы
A.M. Епимахова

Эти строки должны быть интересны тем, кто учится в школе теперь. Многим, может быть, из них кажется, что г. Н-Тагил этот промышленный центр страны, ярко обозначенный на картах всех стран мира, был всегда таким, как и сегодня. Просто Нижне-Тагильск с шестнадцатью - двадцатью тысячами населения. Домики, в большинстве, деревянные, одноэтажные. Не было ни одной мощеной улицы, ни одного скверика. Тагилстроя, Вагонки и не только не было, но никто и не думал, что они могут когда-то быть. Школ было мало и специальных зданий почти не было.
В 1935 году начали все громче разговаривать о большом строительстве школ. Город в этом отношении задыхался: строились новые заводы, НТМЗ и УВЗ, хотя и не полностью, но уже работали, население прибывало, как вода в половодье. А школьные здания оставались дореволюционными, если не считать нескольких школ, открытых на новостройках в барачных зданиях и выступающих в строй школьного знания школы № 30 на Гальянке.
Началась работа: расчищали на площадках снег, завозили на лошадях бутовый камень, песок, известь, кирпич. На расчищенном и отмеченным колышками месте раскладывали сплошные костры (оттаивали землю, промерзшую на 2 м) и вручную киркой и лопатой приступили к рытью котлована под фундамент. За день выберут оттаявшую землю, а на ночь - опять костры. Рабочих не хватало, была большая текучесть, так как приходили люди случайные, приезжие - поработать 3-5 дней и отправиться дальше. Такой контингент рабочих не устраивал стройку; рабочие требовали ежедневно денег на пропитание. Надо было обеспечить ночлег. Но делать было нечего: нельзя было отказаться ни от одной пары рук, хотя бы на день-два, пока не создался твердый костяк строительных рабочих. Под местами, где котлован достигал полного профиля, сразу закрывались тесовая крыша (так называемый тепляк), ставились железные печки, которые топились круглые сутки и в эти «тепляках», в тесноте и вечном мраке укладывался фундамент, который, надо сказать, быстро рос. Так шла закладка фундамента.

А вот с котлованом под котельную было сложнее: там трудно было обогреть, площадь и объем больше. На выполнение этой трудной работы ВЖР (в порядке помощи) послал бригаду землекопов, исконных уральцев - тагильчан в количества 10-12 человек во главе с бригадиром т. Бодровым. Эта бригада с изумительным упорством, умением и знанием своего тяжелого труда вгрызались в мерзлую неподдающуюся землю. Рабочие балдой и длинным стальным клином отламывали одну глыбу за другой, с неимоверной ловкостью выкатывая ее на поверхность. Рвали непокорную мерзлоту аммоналом и геройски выходили победителями, далеко оставляя нормы позади. Идет спешно кладка стен, укладка балок (деревянных!). Настилка полов, бетонные и прочие работы. Теперь мы уже все верим, что 1 сентября сюда войдут дети!
Ведь все делалось вручную, даже кирпич на 4-й этаж поднимался по лабиринтам неустойчивых трапов на руках самого подносчика, уложенный на нехитром приспособлении, носящем прозвище «скамейка». А теперь?
Да что и говорить! Так может шагать народ-хозяин, народ победитель. Народ решает все! Решил он постройку нашей школы за шесть месяцев, вооруженный почти одним энтузиазмом.
Всю тяжесть оборудования всех строящихся школ возложил на нас с С.Н.Кожевниковым зав. ГорОНО Леонид Иванович Ципин, которому пришлось на своих плечах вынести трудности рождения большого количества школ в Н-Тагиле.
Мы поделили: С.Н. взялся за наглядные пособия и кабинеты всех школ, а мне остались мебель: парты, кафедры, доски, нишевые шкафы, шкафы в кабинеты и проч., вплоть до письменных столов и табуретов.
До сих пор учащиеся сидят за этими партами, учителя за этими кафедрами, тетради и чернила кладут в классе в эти шкафы. А сколько раз за последние 2 войны (имею в виду и финскую) эта мебель перевозилась и переносилась, когда здание освобождали под госпиталь, когда школа «кочевала» по городу.
Вот и 30 августа, а у нас еще уйма дел. В здании много недоделок, правда, мелкие, но отнимающие время и людей. Мебель еще не вся подвезена к школе и развезена по другим школам, а часть ее еще доделывается. Прораб ждет Государственную комиссию по приемке здания. Уже несколько ночей почти не спим.
Вечер 31 августа. По зданию ходит приемочная комиссия, придирчиво осматривая все, хотя для придирок времени уже не оставалось.
Привлеченные родители, часть старших учащихся и просто население окружающих домов, активно помогают школе: моют окна, полы во всех этажах. Уже полночь, а парты поплыли сплошным потоком по обеим лестницам под командой учителей, которые весь день и всю ночь готовили свое рабочее место.
1 сентября 1936 года.
Традиционный митинг. Приветствия, поздравления и ровно в 9 часов утра учащиеся сели за новые парты, учителя встали за свои кафедры. Все радостные и счастливые. Счастливыми этим простором классных комнат, ярким светом огромных окон, приятным запахом смолистой сосны в смеси со свежей краской, исходящими от новых, удобных свежеокрашенных парт и кафедр. От этих широких мраморных ступеней и главной лестницы, просторного вестибюля с массивными вешалками, от миловидных гардеробщиц в одинаковых обшитых по вороту галуном куртках, стоящих за барьером гардероба. И, наконец, от усатого, в ливрее швейцара у огромных входных дверей - пенсионера т. Першина.
Вступило в строй детище второй пятилетки, бесценный подарок советского народа и Коммунистической партии советским детям.
Школа будет иметь 34 класса, которые должны быть размещены в 1; 5 смены в 22-х классных комнатах. Учащихся школа уже укомплектована: старшие классы переходят из школы № 9 и 7, младшие из всех окружающих школ по району школы и новый прием. Собрался первый педсовет. Прошел дружно, шумно, с подъемом. Народ в большинстве оказался молодой, энергичный. Время подтвердило это. Родился крепкий дружный коллектив школы № 33.
Первое знакомство с коллективом вселило надежду на дружную, плодотворную работу, а дело руководителя организовать народ, его способности, таланты, инициативу на выполнение поставленных задач. А выполнить их может не руководитель, а дружный, целеустремленный коллектив.
Первые шаги в новой школе мы и направили на сплочение и целеустремление коллектива учителей и учащихся. Дело это оказалось нелегким. Почти 1400 человек учащихся и 50 учителей, пришедших из разных школ, привыкли к «своим» требованиям и распорядкам, принесших в новую школу старые привычки и недостатки нужно было подчинять единому стремлению, объединить, сплотить. Нам в нашем стремлении помог оптимизм учителей и их энергия. Очень скоро и учителя и руководство школы были едины в мыслях и стремлениях, а это дело возможность довольно быстро организовать учащихся, зажечь в них искорку школьного патриотизма. Жизнь школы обрела нужный ритм. Начали рождаться традиции в жизни коллектива: на педсоветах мероприятия обсуждались по-деловому, с жаром. Доставалось всем, не исключая завуча и директора. А уж решили, так решения выполнялись точно и аккуратно, единодушно и без лишних напоминаний. Нечто подобное перенесли и стремились привить учащимся. Они выносили решения, а мы помогали им выполнять их. Скоро прижились и органы самоуправления учащихся. Хочется сказать о том, что переносилась на комсомольскую и пионерскую организации, чтобы они были инициаторами, застрельщиками. Много помогали родители.
В 1936-1937 г. г. первый год жизни школы был успешно закончен первым выпуском десятого класса.

Класс

Второй год мне пришлось начинать вместе с уже оформившимся и окрепшим коллективом.
День разлуки со школой пришел неожиданно, хотя я его давно ожидал. 30 марта 1942 года я был призван выполнять свой гражданский долг перед Родиной и, даже не сказав ей «Прощай»,  ушел на фронт Великой Отечественной войны.
A.M. Епимахов